Бизнес Банки и соцсети подались в операторы связи

Банки и соцсети подались в операторы связи

На российском рынке телекоммуникационных услуг набирают популярность виртуальные операторы (MVNO) – проекты, которые запускают компании, не имеющие собственных базовых станций. Они выкупают номерную емкость у реальных операторов и продают сим-карты под своими брендами. В этом году целый ряд компаний объявил о планах по запуску MVNO.

Некоторые проекты уже стартовали. Например, заработал «Атлас», который позиционирует себя как первого оператора, предоставляющего бесплатные услуги связи в России. Пока сим-карты этой компании доступны только жителям Москвы, однако в дальнейшем, как сообщил в своем Facebook автор проекта, управляющий партнер Russian Ventures Евгений Гордеев, «Атлас» придет и в другие крупные города России.

Партнером проекта стала компания «Сим Телеком» – дочернее предприятие «Вымпелкома» («Билайн»). Оператор предоставляет базовый пакет услуг на бесплатной основе. Остальной пакет возможностей клиент оплачивает при помощи внутренней валюты. Пополнять виртуальный счет можно будет как деньгами, так и бонусами за приобретение товаров и услуг в Интернете у партнеров (AliExpress, Booking, Aviasales, MediaMarkt, «Яндекс», Mail.ru и других). Для заказа сим-карты потенциальный абонент должен воспользоваться приложением для iOS или Android.

Чуть ранее стало известно, что собственного виртуального оператора запускает социальная сеть «ВКонтакте». Проект получил название VKMobile. Планируется, что за услуги связи, предоставляемые этим оператором, можно будет расплачиваться не только деньгами, но и определенными действиями, совершаемыми на сайте. Например, ставить лайки под определенными постами, вступать в определенные группы, делать репосты.

Интерес к виртуальным операторам стали проявлять и банки, в частности, Сбербанк. Как отметил первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис на IT-конференции Web Summit, это будет серьезным явлением на рынке. Топ-менеджер банка уточнил, что запуск MVNO состоится не ранее, чем в середине следующего года.

Ранее председатель правления Сбербанка Герман Греф сообщал, что компания уже назначила генерального директора своего виртуального сотового оператора, правда, пока не уточнил, кто именно им станет.

Виртуальный оператор Сбербанка будет создан на сети компании «Т2 РТК Холдинг» (Tele2). Лицензию виртуального оператора подконтрольная Сбербанку компания «СБ-Телеком» получила в начале августа. Предполагается, что клиентам банка, пользующимся сим-картами созданного им виртуального оператора, будут начисляться средства через cashback (возврат денежных средств при оплате покупки с помощью карты) в размере 0,5–3% от стоимости оплаченного товара или услуги. За счет этого пользователь сможет полностью или частично оплатить мобильную связь.

Известно, что запуском аналогичных проектов интересуются и другие банки, в том числе ВТБ и «Тинькофф».

На этой неделе о запуске собственного MVNO в Челябинской области и ряде других регионов объявила компания «Ростелеком». Оператор отмечает, что теперь компания может предложить комплексное решение ряда коммуникационных задач как для дома, так и за его пределами. Абоненты получили специальные тарифные условия, например, все звонки между стационарными и мобильными телефонами «Ростелекома» осуществляются бесплатно.

«Запуская услуги мобильной связи под брендом "Ростелеком", мы предлагаем нашим абонентам взять привычные домашние услуги связи и контент с собой, объяснил директор макрорегионального филиала «Урал» ПАО «Ростелеком» Антон Колпаков. – Теперь они будут доступны в любом месте, где есть мобильная связь. Наша компания объединит в одну сеть домашние и мобильные телефоны. В дальнейшем мы планируем развивать семейные тарифные предложения, например предоставлять комплексный пакет на услуги домашнего и мобильного Интернета».

В сентябре о начале выпуска брендированных сим-карт объявила компания «Интерсвязь». Услуга входит в штатный пакет, включающий в себя фиксированный и мобильный Интернет, а также кабельное телевидение. Провайдер отмечает, что дополнительных затрат пользование мобильной связью в пределах пакета от пользователя не требует.

По данным аналитиков, на сегодняшний день услугами виртуальных операторов мобильной связи пользуются порядка двух с половиной миллионов абонентов. Правда, половина из них приходится на долю крупнейшего игрока на этом рынке – оператора Yota, входящего в структуру «Мегафона». При этом в России в разное время запускался ряд MVNO, в том числе под довольно серьезными брендами, однако успеха им достичь не удалось.

«В свое время были интересные кобрендинговые проекты, например, МТС запускал виртуальных операторов совместно с "Ашаном" и X5 Retail, – говорит директор агентства TelecomDaily Денис Кусков. – Им удалось собрать определенную аудиторию, но широкой востребованности проекты не получили, поскольку не давали большому количеству абонентов каких-то реальных ценовых преимуществ. Также был виртуальный оператор у "Связного", который сама компания называла очень успешным, но, как известно, успешные проекты не закрывают. Очевидно, что его прибыльность была очень низкой. Я не верю в перспективность MVNO как самодостаточных коммерческих проектов. Они могут быть эффективны как дополнительные инструменты для продвижения основных продуктов крупных компаний, таких как Сбербанк.

Что касается «Атласа», то, по мнению Дениса Кускова, интерес к проекту будет кратковременным. «Стоимость мобильной связи в России крайне низка, – отметил он. – Средний показатель ARPU (выручка на одного абонента) составляет 250–300 рублей. Предложение "Атласа" на первых порах сможет заинтересовать любителей халявы, но потом им надоест выполнять всякие странные действия для оплаты связи, и у компании будет отток».

Аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын между тем считает, что у виртуальных операторов есть возможность стать востребованными на российском рынке. «Ключевое преимущество MVNO – это их широкая известность, – говорит он. – В идеале у них много точек продаж, больше, чем у обычных операторов, и потенциальный потребитель им доверяет. В прошлом (10–20 лет назад), когда передача голоса была довольно дорогой, компетенции в оптовой закупке и розничной продаже трафика позволяли американским виртуальным операторам успешно развиваться и быстро расти. Но сейчас, в условиях развитой конкуренции, передача голоса или данных уже не будут источниками прибыли крупных операторов. Новые MVNO будут продавать не просто голосовые услуги и даже, видимо, не только услуги передачи данных, они будут обеспечивать канал для связи с потребителем или пользователем».

Что касается так называемых бесплатных операторов, таких как «Атлас», то аналитик полагает, что когда-нибудь они, возможно, смогут прижиться в России. И когда этот момент наступит, преимущество будет у MVNO, брендированных под социальные сети, поскольку у этих ресурсов есть большая аудитория, данные о ней, пул партнеров, рекламодателей.

Отсутствие в России на сегодняшний день успешно работающих виртуальных операторов Делицын объясняет тем, что у MVNO пока не было явных преимуществ перед обычными сотовыми компаниями. «Сотовая связь благодаря конкуренции операторов достаточно дешевая, чтобы виртуальный оператор не имел пространства для ценовой конкуренции, – отмечает он. – Точек продаж у обычных операторов тоже достаточно много. Поэтому виртуальные операторы могли действовать только в каких-то нишах. Что касается успешной работы, то вопрос весь в ее критериях. Вряд ли стоит рассчитывать на возникновение федерального виртуального оператора, который сможет занять большую долю рынка. Но нишевые и специализированные сети, работающие с определенными сегментами рынка, вполне могут достичь заявленных целей».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем