Бизнес Андрей Кулагин, директор ООО «Тюменское долговое агентство»: «Человеку должно быть некомфортно, если он должен»

Андрей Кулагин, директор ООО «Тюменское долговое агентство»: «Человеку должно быть некомфортно, если он должен»

" src=

Коллекторство – бизнес, возникающий тогда, когда общество учится и привыкает жить в кредит. Эксперты считают, что коллекторские агентства являются закономерным следствием развития розничных банков и стратегий их продуктов. Долговые агентства работают не только с банками, но и со страховщиками, телекоммуникационными компаниями, с предприятиями, работающими в сфере ЖКХ, любыми другими компаниями и корпорациями, имеющими дебиторскую задолженность. Это бизнес, не имеющий ничего общего с тем, с чем его ассоциирует простой человек – мускулистые люди в спортивных костюмах с утюгами и паяльниками.

– Андрей Александрович, кто такие коллекторы? Как они работают, и стоит ли их бояться?

Коллекторы… как это не забавно – люди. А вы что думали? Наши сотрудники – это люди настойчивые и иногда очень настойчивые. Нужно уметь четко занимать свою позицию и придерживаться ее, достигая цели. При этом они вежливые и тактичные. Коллектор не враг клиенту. Нередко люди чувствуют себя загнанными в угол: время идет, набегают штрафы за просрочку выплат, и возможности выхода из ситуации просто не видится. Наша задача – помочь человеку разобраться в схеме выплат, спланировать бюджет и схему погашения долга, найти варианты осуществления регулярных выплат для погашения задолженности. Работа коллекторского агентства – это целый комплекс методов давления на неплательщиков, конечный итог которого – полное погашение существующей задолженности. О коллекторском агентстве можно говорить как о системе возврата долга, включающей в себя специалистов разной направленности, деятельность которых направлена к одной цели – вернуть долг. Важно также отметить, что деятельность нашего агентства находится в правовом поле России.

– Кто ваши заказчики? С кем вы работаете?

– Банк на сегодня – идеальный поставщик должников. Появление коллекторских агентств во многом связано с бурным развитием рынка потребительского кредитования. Это в основном кредитование населения без залога имущества.

– Почему банки обращаются к вам? У них же есть собственные службы безопасности.

– Объемы банковского кредитования в последнее время стремительно растут. Однако большинство банков сталкиваются с проблемой просрочки и невозвращения кредитов. Разные банки по-разному справляются с этой задачей. Одни выстраивают кредитную политику, закладывая невозврат в процентную ставку и скрытую комиссию по вновь выдаваемым кредитам, разложив тем самым риск среди добросовестных плательщиков – подобный способ приводит к росту ставок и понижает конкурентоспособность банков на рынке розничных банковских услуг. Другие распределяют колоссальную нагрузку по взысканию задолженности на штатных сотрудников (службу безопасности), что непременно требует значительных инвестиций в непрофильную деятельность (специальное программное обеспечение, поиск, обучение, найм персонала) и косвенно приводит к снижению лояльности к банку-сутяжнику, который, вместо того, чтобы давать деньги, выколачивает долги. Третьи отдают функцию на аутсорсинг в специализированные коллекторские (долговые) фирмы.

– Что вы можете предложить банку? Почему вы им интересны?

– Банк, передавая портфель нам, не отвлекает свои ресурсы на эту работу и занимается исключительно своей лицензированной деятельностью – банковской, а не детективной и юридической. Банк не несет расходы на персонал, оргтехнику, программы, офис и тому подобное. Работа «без криминала» позволяет уменьшить негативный фон от претензионной и исковой работы и сохранить банку своих клиентов. А самое привлекательное в нашем сотрудничестве то, что мы получаем деньги только после того, как погашена задолженность. Процент комиссии зависит от сложности долга.

– Кто может стать коллектором?

– Любой человек, имеющий опыт работы в данной сфере рынка.

– А вы дифференцируете должников? Есть заемщик-наркоман, есть откровенный мошенник, который брал кредит и отдавать его не собирался, а есть человек, которого уволили с работы. Он и рад бы отдать долг, да просто ситуация у него такая, что он сделать этого не может.

– В своей работе мы используем схему квалификации должников Екатеринбургской компании «Интеллект-С»:

Должники в силу обстоятельств. Это люди, потерявшие стабильный заработок, вынужденные пойти на непредвиденные расходы, ставшие неплатежеспособными в результате различных жизненных событий (болезнь, смерть родственников, развод и так далее). Особенностью в данном случае является готовность платить добровольно, но в меньшем размере и в течение более длительного срока, нежели предусмотрено соглашением с кредитной организацией. В общении с должниками этого типа целесообразно использовать методы убеждения, консультировать по возможностям разрешения проблемы с долгом, но необходимо поддерживать представление о необходимости, несмотря на обстоятельства, уплатить долг.

Наивные должники. К этому типу относятся люди, которые не рассчитали свои финансовые возможности, забыли оплатить один из платежей, не прочитали договор и так далее. Отличительная черта этого типа – не совсем правильное, часто несерьезное отношение к появившейся задолженности. Соответственно, их необходимо предупредить о негативных последствиях невозврата кредита. Отдельный подтип, который можно выделить, – это люди взявшие кредит не для себя, а по просьбе родственников, друзей. Таким должникам необходимо объяснить, что юридически обязательства по выплате денежных сумм банку несут они, для кредитной организации не важно то, как они поступили с полученными деньгами. Однако, вместе с тем, стоит посоветовать рассмотреть возможность обращения в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве со стороны лица, фактически получившего денежные средства.

Недовольные клиенты. К этому типу относятся люди, которые считают, что банк оказал им услуги ненадлежащим образом. Обычно претензии касаются или размера расходов по кредиту, то есть процентов, сумм комиссий, платы за обслуживание счета или неудобства процедуры погашения кредита (очереди, длительные сроки зачисления денежных средств, непонятный порядок оплаты). При общении с такими должниками надо, с одной стороны, выслушать их претензии и сообщить, что они обязательно дойдут до соответствующих специалистов банка, а с другой стороны, указать на необходимость соблюдения обязательств даже несмотря на недовольство, так как иначе юридические последствия (взыскание процентов, процедура судебного разбирательства и принудительного взыскания) доставят еще больше переживаний.

Нечестные. В эту категорию попадают собственно мошенники, наркоманы и другие лица, которые умышленно получали кредит без намерения его возвращать.

Специфика общения с такими должниками, если их удается найти, состоит в максимально убедительном предупреждении об уголовно-правовых последствиях совершенного деяния.

– Андрей Александрович, вы готовы защищать права должников?

– Права должников – это не к нам, а к адвокату.

– Вы пользуетесь такими методами, как звонки родственникам, на работу?

– Да, но это когда сам должник не идет на контакт. Часто такие звонки оказывают очень хорошее стимулирующие действие на должника. Разве человеку понравиться, когда на работе на него начинают показывать пальцев и шутить за его спиной, или родственники, которым совершаются звонки.

– Вы изучали западные технологии, методы работы? Все-таки у них этот бизнес больше развит.

– Россия – страна уникальная. То, что практикуется на западе, у нас просто не будет работать. Мы уже год работаем, и все методики изобретаются по ходу дела, хотя, по правде сказать, они мало чем отличаются от методов работы служб безопасности банков.

– У вас есть конкуренты в Тюмени?

– Ну да, как в любом деле. Есть еще такая особенность – существуют фирмы, которые работают непосредственно с одним банком. Работа от банка, например, у «Русского стандарта». Знаю, что сейчас еще один банк создал самостоятельную коллекторскую службу.

– Считается, что в будущем вашими клиентами неизбежно станут страховые компании. Возможно, услуги коллекторов пригодятся управляющим компаниям в сфере ЖКХ, телекоммуникационным компаниям, а также фирмам, занимающимся оптовой торговлей. Вы работали с кем-нибудь кроме банков?

– Мы работали с ЖКХ. Но отказались от этой затеи... Пока не будет принят «Закон о банкротстве физического лица», в данной сфере работать очень сложно. Люди, которые не платят за квартиру, – это, как правило, самые низы социальной лестницы – с них взять нечего, выгонять из квартиры их тоже нельзя, более дешевое жилье они не хотят. Например, женщина пьет, у нее маленькие дети, она не работает, что с ней сделаешь? Это уже скорее клиент для соцработников, а не наш...

– Вы отказываетесь от предложений из-за слишком мелких долгов?

– Нет, даже мелкие суммы, если их сложить, могут стать вполне внушительными. К тому же некрупный долг проще вернуть. Иногда достаточно одного звонка и напоминания человеку о его долге. С телефонными SIM-картами часто так бывает – на одной деньги закончились, человек вставил другую, а про ту, что с задолженностью, забыл. Не понимает, что он, по сути, является должником сотовой компании, а у многих еще подключены дополнительные услуги, за которые начисляется абонентская плата. В итоге со временем он имеет внушительную сумму задолженности.

Кроме этого, есть же еще такой значительный фактор, как кредитная история. Человек может ее себе испортить... У нас был случай: мужчина купил сотовый телефон в кредит, какое-то время платил исправно, а потом забыл и попал в список ненадежных плательщиков. Через некоторое время приехал в автосалон, чтобы купить недешевую машину. Обратился в банк за кредитом – ему отказали, объяснили почему. Видите ли, работает система попадания в ненадежные плательщики, а как оттуда выбраться – еще непонятно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем