Бизнес Экономика Льготы не спасли автокредитование

Льготы не спасли автокредитование

Льготное кредитование не спасло авторынок от краха. Госпрограмма, запущенная для поддержки отрасли, лишь замедлила падение продаж и сокращение количества кредитов, выданных на покупку новых авто, говорят банкиры. Тем же, кто мечтал сменить машину, в этом году пришлось либо вовсе отказаться от своих планов, либо довольствоваться бюджетными вариантами отечественного производства.

Более 40% машин в прошлом году россияне покупали именно в кредит, а к декабрю этот показатель упал до 10%, отмечают аналитики. Начало этого года выдалось еще более тяжелым: по итогам I квартала падение продаж составило 36%, сократились объемы и в автокредитовании – в итоге рынок оказался без поддержки.

Наиболее слабой среди других розничных направлений оказывается динамика именно в сегменте автокредитования. Увеличение ставки, безусловно, привело к сокращению и так падающего авторынка. «Мы видим значительное сокращение спроса среди населения – люди экономят и стремятся снизить финансовую нагрузку в условиях неопределенности, – говорит заместитель директора департамента развития розничных продаж Росбанка Тахир Минажетдинов. – Спад на рынке автокредитования начался еще до событий прошлого года. В целом автомобильный рынок, и так испытывающий рецессию в последние годы, замер в ожидании позитивных изменений».

Сейчас, по словам эксперта, автодилеры составляют антикризисные программы, сокращают издержки и рассматривают возможность работы по предзаказной схеме продаж. Ситуация может поменяться только при стабилизации макроэкономических показателей, однако до этого еще очень далеко, считает Тахир Минажетдинов.

«Рынок автокредитования находится под ударом из-за сильного роста ставок и отказа покупателей от ряда инвестиционных сделок, – добавляет аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. – В течение года этот показатель начнет восстанавливаться, но достаточно медленно. Думаю, что сдерживать негативные явления будет именно льготное автокредитование, а также постепенное смягчение политики Центробанка».

Программа субсидирования, запущенная в апреле этого года, снизила ставку до 10,97%. В итоге автокредиты на машины, пользующиеся массовым спросом у россиян, снова стали доступными – по льготной программе стоимость займа не превышает 14%. «Мы видим оживление спроса через рост заявок на кредиты (в среднем на 60%) и ожидаем положительного эффекта уже по итогам II квартала, – отмечает старший вице-президент ВТБ24 Алексей Токарев. – Рынок автокредитования привязан к общим продажам автомобилей, а они падают. Благодаря программе доля кредитов в общих продажах к концу года составит 28%. Такой же она была и в прошлом году, но объем рынка сократился».

Наиболее популярные модели по госпрограмме: Lada Granta, KIA Rio, Hyundai Solaris. Объем программы льготного автокредитования в 2015 году, по оценкам ИХ «Финам», должен составить не менее 15-20 млрд рублей.

По словам представителей банков, опрошенных корреспондентом сайта, положительный эффект от запуска госпрограммы налицо. Так, на начало года уровень кредитных продаж составлял 9%, а по итогам апреля, когда появились льготы, 26%. К концу года банкиры ожидают роста данного показателя до 35% от числа проданных машин.

Если в прошлом году было продано почти 2,5 млн новых легковых автомобилей, то в этом году аналитики ждут продаж на уровне 1,6-1,7 миллиона. В таком случае при сохранении доли выданных займов на уровне прошлого года совокупный объем портфелей автокредитов уменьшится примерно на 16%. «Без поддержки в виде госпрограммы сокращение могло бы быть порядка 24-25%», – отмечает представитель ВТБ24.

Экономист, президент Гильдии маркетологов Игорь Березин полагает, что сложившаяся в последние три года система автокредитования провоцировала безответственное поведение как дилеров, так и потребителей, которые совершали покупки за пределами своих финансовых возможностей. И нынешнее сокращение количества выданных кредитов стоит воспринимать как положительное явление – сегодня все ведут себя ответственнее и рациональнее.

«Чтобы остановить падение продаж, дилерам и автопроизводителям необходимо наконец заняться реальным маркетингом и изучением потребителей, – говорит эксперт. – Совершенно очевидно, что люди не готовы к 20-30% росту цен на автомобили, который был заявлен в начале этого года, и отреагировали на него сокращением покупок. Аналогичное поведение мы видели на рынках одежды и крупной бытовой техники – при росте цен на 50-60% было зафиксировано снижение продаж в натуральном выражении на 40-50%».

«Многие бренды начинают снижать стоимость автомобилей и запускают программы прямого субсидирования, – рассказывает начальник управления по работе с партнерами «ЮниКредит Банка» Александр Мартынов. – Кроме того, субсидии от государства и партнерские программы позволяют приобрести в текущей ситуации автомобиль на выгодных условиях».

По мнению Игоря Березина, автопроизводителям нужно активнее брать пример с ритейлеров, которые добились прекращения падения продаж, а в отдельных сегментах – и их роста за счет разумного ценообразования, грамотного управления ассортиментом и принятия валютных рисков на себя. «Ритейлеры этому быстро научились. Пора научиться автодилерам и производителям. Иначе продажи продолжат падать», – подытожил экономист.

Крупнейшие игроки рынка автокредитования на 01.02.2015

По данным компании Frank Research Group

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем