В стародавние времена церковь была очень влиятельной. Она влияла на государственную политику, да что там – на жизнь всего государства. Королям и царям приходилось бороться «за территорию» с церковными главами. Но время шло. Совершались научные открытия, технический прогресс набирал обороты, человеческая мысль уходила вперед, и церковь, всегда больше полагавшаяся на догматы, за ней не поспевала. Она стала терять свое влияние.
Если ты когда-то был на вершине, а потом с нее скатился, это непросто принять. И даже сейчас, в светском государстве, церковь не оставляет попыток вернуть былую мощь. Как это вяжется с идеей спасения грешной человеческой души – другой вопрос. Но в прошлом году в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поступило более 160 обращений от РПЦ (Русской православной церкви) на передачу им утраченных объектов религиозного назначения. Сегодняшние «Пять копеек» – о церковных притязаниях на недвижимость и земли.
Координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин говорит, что жалоб на плохое обращение с архитектурными элементами памятников былых лет к представителям патриархата гораздо меньше. Аргумент получается такой: церковь лучше сохранит архитектурный облик зданий, поэтому их надо передать ей в собственность.
Что ж, рациональное зерно здесь есть. Но церковь хочет, чтобы имущество передавалось ей, если здание было построено для церковных нужд или передано для них. Не только для чисто религиозной деятельности – для любых церковных нужд. То есть, если когда-либо в здании приютили пару паломников, оно должно отойти к церкви? Так ли понимать это желание?
Правда, РПЦ заявляет, что на ту недвижимость, где сейчас находятся культурные и образовательные учреждения, она претендовать не будет. И на ту, которую она не сможет содержать финансово, тоже. Но многие помнят историю из Челябинска, где жители активно защищали от передачи в пользование церковью органного зала, в котором находится один из лучших в Европе инструментов.
За счет новых «вливаний» невижимости патриархат, по заявлению Рахматуллина, планирует возродить практику доходных домов, прибыль от которых пустит на обеспечение своей жизнедеятельности. Но церковь и так занимает довольно вольготное положение к финансово-налоговой системе государства, а получается, что ей бесплатно отдадут здания, от которых она планирует получать доход.
Но самое интересное еще впереди. В Земельный кодекс внесены изменения, согласно которым РПЦ теперь будет бесплатно получать землю, на которой находятся ее строения. Уже сейчас ее владения сопоставимы с владениями крупнейших госкомпаний. А если церковь добьется передачи в собственность еще нескольких десятков/сотен зданий? По мнению ученого Николая Митрохина, занимающегося исследованием церковной экономики, русская православная церковь станет крупнейшим собственником земли в стране.
Кроме того, церковь получит сельхозземли и использовать их сможет по своему усмотрению. Можно растить картошку, а можно сдать в аренду или продать под элитный коттеджный поселок.
Я думаю, что церковь в светском государстве должна быть неким хобби. Поиск ответов на вечные вопросы – это хорошее и полезное дело, хотя религия в последние полторы тысячи лет этому не очень способствует. Но давайте финансовой поддержкой соответствующей сферы буду заниматься интересующиеся этим люди. Мужики, играющие в любительской футбольной команде, сами платят за аренду зала, сами покупают мячи и форму. Если мне нравится молодая музыкальная группа, я куплю их альбом и поддержу таким образом финансово. Пусть и с церковью будет также. Кто принесет сто рублей, кто тысячу, а обеспеченный поклонник может пожертвовать и больше. Да если даже президент страны захочет помочь церкви – пожалуйста! Только не за счет казны и не за счет других радетелей финансирования, которым деньги нужны, возможно, больше.