Бизнес Коллекторы в «законе»

Коллекторы в «законе»

Коллекторы пытаются в очередной раз узаконить свою деятельность. Так как на сегодняшний день у «выбивателей долгов» попросту нет единого правового документа, регулирующего их работу. Но в скором времени все может измениться. Коллекторы подготовили законоп

Коллекторы пытаются в очередной раз узаконить свою деятельность. Так как на сегодняшний день у «выбивателей долгов» попросту нет единого правового документа, регулирующего их работу. Но в скором времени все может измениться. Коллекторы подготовили законопроект, создающий единые правила работы для всех игроков.

Напомним, первые агентства по взыскиванию долгов в стране появились в 2004 году – в период начала кредитного бума. С ростом количества нерадивых заемщиков как грибы стали появляться и коллекторские организации. Так как их бизнес стал пользоваться повышенным спросом. Однако за эти годы в России так и не появился закон, регламентирующий их деятельность. В своей работе они упирались только на нормы Гражданского кодекса.

На этой неделе Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ) подготовили законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». Новый федеральный закон должен стать кодексом чести добропорядочного коллектора. Также в правовом акте должны быть прописаны экономические основы деятельности игроков рынка: от устава компании до создания СРО.

По словам президента НАПКА Александра Морозова, он и его коллеги рассчитывают, что данный проект будет рассмотрен Госдумой в первой половине 2011 года. «Он уже согласован с ассоциацией региональных банков «Россия» и Ассоциацией российских банков (АРБ). По мнению профсообщества коллекторов, закон позволит сделать этот рынок цивилизованным и зафиксирует то, чего коллектору в своей работе делать нельзя».

А нельзя, согласно законопроекту, излишне «надоедать» гражданам. В частности, коллекторы не смогут звонить своим «клиентам» в период с 23 часов вечера до 8 утра. Им будет запрещено «маскироваться» под представителей органов власти, а также использовать в общении с должниками ненормативную лексику или унижать их иными способами. Также не допускается вводить человека в заблуждение относительно размера и характера задолженности.

Между тем у коллекторов появятся и дополнительные права. Согласно законопроекту, они смогут запрашивать информацию о должниках у любых госорганов и органов местного самоуправления. Сведения должны предоставляться коллекторам в 10-дневный срок. Исключение составляет информация, представляющая собой государственную тайну.

Как считает аналитик ИК «Капитал Инвест» Михаил Решетов, на желании пользоваться информацией, попадающей под закон «О персональных данных», коллекторы могут споткнуться. «Данными сведениями имеют право пользоваться в ограниченном порядке только отдельные государственные структуры. Коммерческим структурам, если они эти сведения не аккумулируют, как, к примеру, банки или операторы связи, доступ закрыт».

Но в целом сами коллекторы новый законопроект поддерживают. По словам руководителя коллекторского агентства «Фактор успеха» Андрея Теплякова, закон, позволяющий им действовать безбоязненно, они ждут уже давно. «Мы надеемся, что бизнес станет более упорядоченным. Нас не будут считать «братками с утюгом». Репутация коллекторских агентств значительно улучшится».

Кстати, отсутствие законодательной базы, регламентирующей работу коллекторов, не нравилось многим юристам. По словам юрисконсульта агентства OnlyWay Андрея Власса, причина, по которой банки (заказчики) используют третьих лиц для выбивания долгов, – это невозможность доказать в суде ту долговую сумму, которую можно получить вне суда с юридически неграмотного заемщика, напуганного коллекторами.

«В классификаторе видов деятельности отсутствует такой вид бизнеса, как коллекторство, что квалифицируется статьёй 171 УК РФ как незаконное предпринимательство. Любое юридическое или физическое лицо не имеет права нарушать закон, а, соответственно, должен предъявить нотариальную доверенность на право представлять интересы кредитора в отношении кредитного должника. Мы всегда советуем и рекомендуем гражданам, как детям, не говорить с незнакомыми дядями и тетями, тем более о материально-финансовом предмете спора», – говорит эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем