Бизнес Льготные автокредиты: понятно даже «чайнику»

Льготные автокредиты: понятно даже «чайнику»

Размер субсидируемой ставки по программе льготного автокредитования, привязанный к ставке рефинансирования, станет фиксированным – 6% годовых. Изменение методики расчета, по мнению экспертов, не слишком повлияет на популярность программы, однако сделает у

Размер субсидируемой ставки по программе льготного автокредитования, привязанный к ставке рефинансирования, станет фиксированным – 6% годовых. Изменение методики расчета, по мнению экспертов, не слишком повлияет на популярность программы, однако сделает условия кредитования более понятными для покупателей. Между тем спрос на автокредиты уже вернулся к докризисному уровню, и в автосалонах вновь возникли очереди на самые популярные модели.

С предложением изменить методику расчета размера субсидий по льготным автокредитам выступило на днях Министерство промышленности и торговли России. В проекте соответствующего постановления, опубликованного на сайте ведомства, предлагается отменить привязку компенсации к ставке рефинансирования Банка России и зафиксировать на уровне 6% годовых. Предполагается, что постановление вступит в силу уже с 1 сентября.

Программа льготного автокредитования для покупки автомобилей российского производства была запущена в апреле 2009 года. Изначально круг банков, имеющих право выдавать займы с субсидируемой ставкой, был ограничен кредитными организациями с госучастием в капитале – Сбербанком, «ВТБ24» и Россельхозбанком, а перечень автомобилей – отечественными Lada и «УАЗ Hunter», а также базовыми версиями иномарок Ford Focus, Renault Logan, FIAT Albea, Skoda Fabia не дороже 350 тысяч рублей.

Однако уже летом прошлого года максимальная стоимость автомобилей, которые можно приобрести по программе льготного автокредитования, была увеличена до 600 тысяч рублей, а список аккредитованных банков значительно расширен. Сейчас в кредит с субсидируемой ставкой можно купить 50 моделей автомобилей, в том числе Volga Siber, Skoda Octavia и Chevrolet Cruze, «коммерческие» FIAT Ducato и Doblo, а также «Газель». Первоначальный взнос по кредиту с господдержкой составляет 15% стоимости авто, а срок – до 36 месяцев. Размер компенсации определяется как разница между действующей на дату выдачи кредита ставкой банка и субсидии, рассчитываемой исходя из 2/3 ставки рефинансирования, которая с 1 июня 2010 года установлена на уровне 7,75%. Таким образом, сегодня покупатели автомобиля в рамках госпрограммы могут рассчитывать на компенсацию в размере 5,17% годовых.

«В период динамичного изменения ставок по банковским кредитам было логично привязать ставку субсидирования к ставке рефинансирования, – считает управляющий региональным отделением «ВТБ24» Сергей Бурый. – Однако, по заявлениям правительства, в ближайшие полгода ставка рефинансирования существенно не изменится, инфляция будет в рамках запланированных 6–7%. Соответственно, процентные ставки по автокредитам в рамках массовых кредитных программ останутся, скорее всего, на текущем уровне. Это, в свою очередь, позволяет закрепить размер субсидии на уровне 6% годовых».

По мнению экспертов, изменения в расчете субсидий едва ли скажутся на спросе и выгодности программы, однако сделают условия кредитования более понятными для покупателей. «Учитывая действующую ставку рефинансирования в 7,75%, банкам компенсируется порядка 5,17%. Разница менее 1% для потребителей не играет большой роли», – говорит аналитик ИК «Финам» Константин Романов.

«Закрепление субсидируемой государством ставки по программе льготного автокредитования вряд ли существенно скажется на спросе – он и так достаточно высок, но, безусловно, сделает условия кредитования более понятными для покупателей автомобилей, – говорит заместитель генерального директора по маркетингу автосалона Егор Курбатов. – Именно привязка к плавающей ставке рефинансирования вызывала больше всего вопросов».

Общий объем субсидий, предоставленных государством по программе льготного автокредитования, по данным Минпромторга, составил 187,057 миллиона рублей. В 2009 году было выдано более 71 тысячи льготных автокредитов, а заявок подано около 130 тысяч. В феврале премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о выделении одного миллиарда рублей на продление программы субсидирования автокредитов до конца 2010 года, прогнозируется, что в рамках программы будет реализовано 120–130 тысяч автомобилей. На сегодняшний день уже подано 197 тысяч заявок на получение льготного кредита и выдано 89,9 тысячи займов.

Программа государственного субсидирования процентной ставки в совокупности с программой утилизации старых автомобилей простимулировала увеличение спроса на новые автомобили. На днях премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о выделении 10 миллиардов рублей на реализацию второго этапа программы утилизации, в рамках которого предполагается выдать свидетельства на вторичную переработку еще 200 тысяч старых автомобилей. По условиям программы, владельцы автомобилей возрастом 10 и более лет могут сдать старое авто и получить скидку в размере 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля, произведенного в России.

«В 2010 году количество кредитов, выданных по госпрограмме льготного автокредитования выросло, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 20%, а по сумме – на 40%, – говорит Сергей Бурый. – В рамках государственной программы субсидирования автокредитования банком выдано 20,5 тысячи кредитов, в том числе девять тысяч кредитов в первом полугодии 2010 года. Объемы увеличились благодаря программе утилизации старых автомобилей, которая пользуется большим спросом у населения».

По словам экспертов, доля автомобилей, приобретаемых с привлечением банковских кредитов, уже приблизилась к докризисному показателю.

«Сегодня от 20% до 40% новых автомобилей приобретаются в кредит: все зависит от марки автомобиля. Наиболее популярными моделями в рамках государственной программы льготного автокредитования являются автомобили ВАЗ, среди иномарок лидирует Renault Logan, также востребован Ford Focus», – рассказывает Сергей Бурый.

«В прошлом году количество автомобилей, продаваемых в кредит, существенно сократилось – до 15–20%, но сейчас спрос на автокредиты восстановился практически до докризисного уровня – с привлечением заемных средств продается около 40% новых автомобилей», – говорит Егор Курбатов.

По словам Сергея Бурого, из-за активизации отложенного спроса в автосалонах возник дефицит и огромные очереди. «Очереди на самые дефицитные модели доходят до одного месяца», – подтверждает Егор Курбатов. «Приблизительные сроки поставок автомобилей дилерам и восстановление продаж – осень 2010 года, – прогнозирует Сергей Бурый. – Пока половина положительных решений по заявкам на автокредит находится в ожидании поступления автомобиля в салон».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем