Бизнес ВАС признал комиссии с юрлиц незаконными

ВАС признал комиссии с юрлиц незаконными

Высший арбитражный суд (ВАС) выпустил обзор судебной практики по спорам, связанным с корпоративным кредитованием. По мнению экспертов, поправки сделают рынок корпоративного банкинга более конкурентным и повлияют на состав пакета услуг для юридических лиц.

Высший арбитражный суд (ВАС) выпустил обзор судебной практики по спорам, связанным с корпоративным кредитованием. По мнению экспертов, поправки сделают рынок корпоративного банкинга более конкурентным и повлияют на состав пакета услуг для юридических лиц.

Как сообщает Центр по защите прав, один из главных вопросов обзора – законность банковских комиссий. В отличие от розничного кредитования, где ВАС признал все комиссии незаконными, по отношению с квалифицированными заемщиками-юрлицами ВАС признал законными комиссии, которые уплачиваются как процент от остатка задолженности ( комиссии за поддержание лимита кредитной линии, за ведение ссудного счета). Нелегитимными признаются комиссии за действия банка, которые не являются самостоятельной услугой для заемщика и не создают для него «дополнительного блага». К таким комиссиям, например, относятся комиссия за рассмотрение кредитной заявки или комиссия за выдачу кредита.

По мнению экспертов, решение ВАС никак не повлияет на стоимость кредитов для малого и среднего бизнеса – банки просто переименуют комиссии или скорректируют процентную ставку. Другое дело, что после такого решения у бизнес-заемщиков появилась возможность вернуть ранее уплаченные комиссии через суд. Средства, уплаченные в качестве комиссий, подлежат возврату в пределах срока исковой давности – то есть трех лет.

В случае подачи исковых заявлений всеми корпоративными клиентами, а также в случае их удовлетворения, банки испытают серьезные проблемы с ликвидностью. По различным данным, объем возможных выплат по такого рода исковым заявлениям может составить от 70 до 500 миллиардов рублей.

Однако здесь стоит отметить, что обзор ВАС носит рекомендательный характер, на который в подобных судебных процессах будут опираться суды во время принятия решения по удовлетворению иска. «Для удовлетворения иска по подобным делам нужно однозначно показать, что рассматриваемая комиссия не создала для клиента дополнительного блага. Такие комиссии составляют в среднем примерно 0,5–1% от объема кредитного лимита, и в большинстве случаев не выражены явно, поэтому, на мой взгляд, повальной подачи исковых заявлений в ближайшее время не будет, а значит, не будет и значительного сокращения ликвидности», – считает аналитик «Инвесткафе» Никита Игнатенко.

В обзоре также содержится разъяснение ситуации отказа в выдаче кредита. Суд признал, что банк должен компенсировать убытки заемщика при отказе в выдаче ему кредита. В документе описывается конкретный спор, когда заемщик, которому банк отказал в выдаче ранее одобренного кредита, потребовал возместить убытки. Его размер заемщик посчитал как разницу между ставками в банке, который отказал, и банке, в котором заемщику пришлось после этого прокредитоваться.

По мнению специалистов, такое разъяснение, скорее всего, приведет банки к переходу от фиксированных к плавающим ставкам по кредитам, а также к изменению условий кредитования.

С уверенностью можно сказать, что кредиты для корпоративных клиентов не подешевеют, поскольку отмена комиссий, признанных нелегитимными, скорее всего, приведет к увеличению легальных комиссий и процентных ставок, отмечает Никита Игнатенко. Также не стоит ожидать массовых и частых переходов корпоративных клиентов из одного банка в другой из-за неприемлемых условий кредитования, поскольку обычно банки обслуживают корпоративных клиентов в рамках полного пакета банковских услуг и для многих клиентов обслуживание в нескольких банках повлечет за собой значительный рост транзакционных издержек, а также увеличение операционных рисков.

Переход же от одного банка к другому в рамках полного пакета банковских услуг также подразумевает серьезные единовременные затраты, которые будут оправданы лишь при разительном отличии условий банковского обслуживания. К тому же условия обслуживания крупных корпоративных клиентов, как правило, обсуждаются индивидуально, что позволяет достичь взаимовыгодных условий и избежать конфликтных ситуаций.

Фото: Фото с сайта Theblogismine.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем