Бизнес Средний класс стал меньше тратить на еду

Средний класс стал меньше тратить на еду

Исследовательский холдинг «Ромир» опубликовал данные о потребительских расходах россиян за октябрь. По сравнению с сентябрем расходы потребителей упали на один процент – впервые с 2008 года. Это само по себе примечательно, но главное, что большой вклад в это внес средний класс – в этом сегменте расходы снизились на 6,5%, а за годовой период – на 7,5% (с учетом инфляции – на 13). Средний класс, как ему и положено, определяет тенденции – он напрямую «ответственен» за снижение индекса потребительской активности.

Приходящаяся на еду доля покупок снизилась аж на девять процентов (с октября 2012, с учетом изменения структуры потребления – на 10%). А вот доля непродовольственных товаров выросла на 44% (с учетом изменения структуры – 25).

Неужели россияне, наконец, перестали «спускать зарплату в унитаз», что характерно для развивающихся стран, к числу которых мы относиться вроде бы не хотим? Согласно европейским нормам, граждане, которых можно считать обеспеченными, тратят на продовольствие меньше 20 процентов месячного бюджета. Если эти расходы превышают 30%, гражданин не может считаться материально состоятельным. Возможно, сложившаяся ситуация говорит о том, что уровень доходов граждан и уровень цен выравниваются.

Так или иначе, есть основания говорить о новой среднесрочной тенденции: расходы на продукты питания снижаются, на непродовольственные товары растут. Особенно велик рост в сегментах мелкой бытовой техники, товаров для дома, стройматериалов. Это можно было списать на сезонную ремонтную активность, но соотношение 56-44 держится более полугода, и его уже нельзя объяснить случайными колебаниями.

Снижение расходов связано не только с их переориентацией на непродовольственные траты. Люди стали покупать более дешевые продукты. Увеличилось количество магазинов, которые посещает покупатель с целью найти наиболее выгодное предложение. К слову, подобная картина наблюдалась в период после кризиса. Человек ищет более дешевый вариант среди аналогичных товаров. Играют здесь свою роль и различные бонусы, акции от продавцов. Можно отметить и выдержку покупателей: они научились справляться с эмоциями и совершают меньше импульсных покупок. Возможно, начинает проходить тот раж, который поселился в головах потребителей с приходом в повседневную жизнь крупных торговых сетей.

В городах с численностью населения от 500 тысяч до миллиона, к которым относится и Тюмень, по сравнению с октябрем повседневные расходы упали на три процента (и на 10% с учетом инфляции). Но вот с октября прошлого года они выше на 14%. Видимо, общероссийские тенденции не так быстро внедряются в жизнь удаленных от центра страны регионов.

Рост повседневных расходов, наблюдавшийся с сентября 2012 года, прервался. Что за этим последует, мы сможем увидеть в начале будущего года, когда будут обработаны данные за ноябрь и декабрь.

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – октябрь 2013

100% = январь 2008 года
Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, октябрь 2013.

Фото: Фото с сайта Angellebatten.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем