22 июня станет радостным днем для тех, кому ненавистна реклама займов «до зарплаты» на заборах и столбах. С этого дня будет запрещено рекламировать неофициальную деятельность по предоставлению денежных займов – на заборах в том числе.
Вступившие в силу поправки к закону «О рекламе» предусматривают штраф от 100 до 500 тысяч рублей за рекламу, связанную с микрозаймами. При этом отвечать будет распространитель рекламы.
Напомним также, что с 1 июля компании, не являющиеся кредитными организациями и не состоящие в реестре микрофинансовых организаций, потеряют право выдавать кредиты. Займодателям «до зарплаты» придется уйти в тень еще дальше.
Другие изменения, касающиеся рынка микрофинансов, предусматривают штраф в десятки тысяч рублей за «преследование» кредитора нечистыми методами: звонками друзьям и родственникам, визитами домой.
Кроме того, заемщики рынка микрофинансов теперь будут защищены наравне с вкладчиками банков – по крайней мере, такова идея закона «О потребительском кредите (займе)», вступающем в силу 1 июля. Однако на него есть не только позитивный взгляд.
«Проблема в том, что доходность кредитования в России выше, чем доходность ведения производственной деятельности, считает член Общественной палаты Тюменской области Дмитрий Кошелев. – Все развитые страны в самом начале кризиса 2008 года сознательно уронили доходность кредитных операций практически до нуля, чтобы инвесторы вкладывали деньги в производство. У нас же спекулятивные операции по степени выгодности для инвесторов вне конкуренции».
Эксперт напомнил, что крупные российские банки остались недовольны максимально допустимой полной стоимостью кредитов, объявленной ЦБ РФ: «Если даже респектабельные конторы считают неинтересным для себя работать по ставкам ниже 50 процентов годовых, то в чем тогда разница между банком и микрофинансовой организацией? Законопроект против микрофинансовых организаций является всего лишь проявлением конкурентной борьбы на высокодоходном рынке, в которой интересы потребителя играют последнюю роль».
Но если время настоящей защиты микрофинансовых заемщиков еще не наступило, то как минимум путь до займодателя будет затруднен. Конечно, кто ищет – тот всегда найдет. Но уменьшение объема заборно-фонарной рекламы дает основания полагать, что меньше граждан попадут в ловушку микрозаймов под максипроценты.